2025-2026 учебный год
Заседание ММО 29.08.2025 г.
29 августа 2025 года на базе МБОУ «Колыванская СОШ №1» состоялось первое в новом учебном году заседание муниципального методического объединения учителей истории, обществознания и социально-гуманитарных дисциплин по теме «Система образования Колыванского района в условиях современных требований: новые возможности, новая ответственность».
Работа ММО началась с выступления руководителя объединения, учителя истории и обществознания МБОУ «Колыванская СОШ №2» Людмилы Георгиевны Березиной. Она ознакомила коллег с ключевыми ориентирами, поставленными на региональной методической сессии в рамках XXV съезда работников образования Новосибирской области. Особое внимание было уделено трансляции этих задач на муниципальный уровень. Также Л.Г. Березина представила детальный анализ результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников района за 2024 год, что стало важной точкой отсчета для планирования корректирующей работы. Центральным стал вопрос, связанный с изменениями в преподавании истории. Участники заседания констатировали необходимость внесения соответствующих корректив в рабочие программы, чтобы обеспечить их полное соответствие обновленным требованиям.
Второй вопрос повестки дня был посвящен краеведческому компоненту. Опытом организации обучения школьников 5-7 классов в рамках курса «История родного края» поделилась Любовь Александровна Кошмова, учитель истории и обществознания МБОУ «Колыванская СОШ №1». Её доклад вызвал живой интерес и обсуждение практических аспектов реализации этой важной дисциплины.
Практико-ориентированный блок продолжила Лилия Владимировна Ходункова, также учитель МБОУ «Колыванская СОШ №1». Опираясь на свой опыт работы в региональной предметной комиссии по обществознанию, она провела анализ типичных ошибок выпускников, допущенных на ЕГЭ в прошедшем учебном году. Эта информация имеет высокую практическую ценность для выстраивания системы подготовки учащихся к экзамену.
Еще одним форматом профессионального диалога стал разбор видеоурока. Его провел Александр Владимирович Левков, учитель истории и обществознания МБОУ «Сидоровская СОШ». Коллеги совместно проанализировали методическое наполнение и качество представленного учебного занятия, что способствует обмену эффективными педагогическими практиками. В заключительной части заседания прошло обсуждение плана работы ММО на 2025-2026 учебный год. Учителя определили степень личного участия в методических мероприятиях района, что свидетельствует о высокой ответственности и готовности к совместной работе. Проведенное заседание задало конструктивный и деловой тон на предстоящий учебный год, объединив педагогов вокруг решения общих задач в свете новых образовательных вызовов и возможностей.


Заседание ММО 29.08.2025 г.
31 октября 2025 года на базе МБОУ «Колыванская СОШ №3» учителя истории и обществознания Колыванского района обсудили новые возможности в условиях современных требований в рамках заседания муниципального методического объединения учителей истории и социально-экономических дисциплин. В работе секции приняли участие 17 педагогов из школ района. Тема встречи — «Система образования Колыванского района в условиях современных требований: новые возможности, новая ответственность» — задала высокий профессиональный тон обсуждениям. Заседание стало площадкой для обмена актуальным опытом, полученным на всероссийском и региональном уровнях. Учителя-новаторы поделились с коллегами новейшими методическими подходами и практиками.
Елена Анатольевна Головкова (МБОУ «Новотырышкинская СОШ»). Она представила итоги участия делегации района в Форуме «Историческое просвещение – основа общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти», прошедшем в рамках выставки «Учебная Сибирь-2025». Особое внимание в её выступлении было уделено мастер-классу «Отечество и Родина – традиционные духовные ценности».
Руководитель ММО Людмила Георгиевна Березина (МБОУ «Колыванская СОШ №2») посвятила своё выступление системному подходу в изучении истории родного края. Она подробно рассказала о том, как эффективно проектировать урочную, внеурочную и воспитательную деятельность, чтобы краеведческий компонент стал неотъемлемой и живой частью образовательного процесса.
Оксана Анатольевна Власова (МБОУ «Колыванская СОШ №2»), участница Всероссийского форума учителей истории и обществознания в Москве, познакомила коллег с инновационной методикой работы с художественным фильмом. Её подход «Кино на уроках истории: от сценария к событию» позволяет использовать кинематограф как мощный инструмент для анализа исторических процессов и развития критического мышления учащихся.
Опытом использования школьного музея для повышения качества образовательного процесса поделилась Елена Викторовна Кашицына (МБОУ «Соколовская СОШ»). Она наглядно показала, как музейные экспонаты и исследовательская работа в музее могут оживить уроки истории и обогатить практико-ориентированную деятельность школьников.
Ярким завершением заседания стал мастер-класс «Говорящие предметы», который провела победитель районного конкурса «Учитель года» Екатерина Евгеньевна Метелева (МБОУ «Колыванская СОШ №3»). Педагог продемонстрировала интерактивные приёмы, позволяющие через работу с материальными объектами погрузить учеников в историческую эпоху, развить эмпатию и аналитические навыки.
По итогам встречи педагогическим сообществом было принято решение:
1. Активизировать участие каждого учителя-предметника в методической работе района.
2. Продолжить целенаправленную работу по формированию функциональной грамотности, уделив особое внимание развитию читательской грамотности на уроках.
3. Инициировать обращение в Управление образования Колыванского района с просьбой организовать методическую экскурсию для учителей истории в этнографический музейный комплекс «Усадьба чатского татарина» в деревне Юрт-Ора для обогащения краеведческой базы и педагогического опыта.
Заседание подтвердило высокий уровень профессионального диалога в учительском сообществе Колыванского района и наметило конкретные пути для развития педагогического мастерства в новом учебном году.


2024-2025 учебный год
Заседание ММО 30.08.2024 г.
30 августа на базе МБОУ «Колыванская СОШ № 1» состоялось заседание ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин по теме «Система образования Колыванского района в условиях современных требований: новые возможности, новая ответственность».
Перед началом заседания учителя стали участниками августовского совещания руководящих и педагогических работников образовательных организаций Колыванского района Новосибирской области. Они ознакомились с методом развития креативности педагога в контексте реализации ФГОС и приняли участие в работе методической площадки «От идеи до реализации или один шаг к увлекательному уроку». В конце занятия представили свои практические работы с тематическим гексогеном.
Во второй части мероприятия учителя были ознакомлены с информацией и основными задачами, поставленными ММО на региональной методической сессии в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области. Далее были проанализированы результаты ГИА по Колыванскому району за 2024 год.
На заседании обсудили план работы ММО на предстоящий учебный год и степень участия каждого учителя в методической работе района.
В завершении работы секции был намечен план работы ММО на предстоящий учебный год.

Заседание ММО 06.12.2024 г.
6 декабря 2024 г. на базе МБОУ «Колыванская СОШ №1» прошло очередное заседание ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин.
Открыла заседание руководитель ММО, учитель истории и обществознания Колыванской СОШ №2 Лариса Георгиевна Березина. Она ознакомила присутствующих с изменениями в преподавании истории и обществознания в этом учебном году. Во второй части заседания был рассмотрен вопрос об участии обучающихся школ Колыванского района в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, экономике, праву и МХК в 2024-2025 учебном году.
По итогам заседания педагоги вынесли следующие решения:
При подготовке к олимпиаде по истории особое внимание нужно уделить повышению качества выполнения заданий по анализу исторических источников, исторической карты, заданий краеведческого характера, написания эссе-сочинения. Особое внимание уделить изучению архитектурным памятникам. С целью развития логического исторического мышления проводить диктанты по датам, составлять схемы и таблицы по типу: причина – событие – итоги.
На уроках обществознания уделять больше времени изучению основных методов научного исследования, а также изучению базовых понятий, теоретических аспектов, изучаемых в курсе обществознания, используя правовые, экономические, политологические и другие дисциплины. Особое внимание обратить на определения обществоведческих терминов, на умение приводить аргументы, на решение логических задач.

Заседание ММО 28.03.2025 г.
28 марта на базе Колыванской СОШ №1 прошло заседание муниципального методического объединения учителей истории и социально-экономических дисциплин, которое стало не просто встречей, а настоящим обменом опытом и идеями!
Открыла заседание Березина Лариса Георгиевна, руководитель ММО, учитель МБОУ «Колыванская СОШ №2», раскрыв ключевые аспекты стратегической сессии руководителей ММО Новосибирской области.
Полезными советами для успешной подготовки к ОГЭ по истории поделилась Екатерина Евгеньевна Метелёва , учитель МБОУ «Колыванская СОШ №3».
Интересные подходы к обучению продемонстрировали: Виктория Васильевна Мазепо, учитель МБОУ «Королёвская СОШ» ("Активизация познавательного интереса. Историческое досье"); Елена Анатольевна Головкова, учитель МБОУ «Новотырышкинская СОШ» ( "Дидактические игры как средство формирования исторической эмпатии на школьных уроках") ; Татьяна Владимировна Пермина, учитель МБОУ «Пихтовская СОШ» ("Применение различных приёмов в работе на уроках истории"); Олеся Анатольевна Самохина, учитель МБОУ "Южинская ОШ" ("Нейросеть на службе учителя: создание тестов, кроссвордов и визуальных материалов для уроков истории"). Интересной практикой работы с учащимися с ОВЗ на уроках истории поделилась – Светлана Александровна Юрочкина, учитель МБОУ «Колыванская школа-интернат»!
Подводя итоги заседания педагоги отметили, что все идеи, озвученные на встрече, позволят улучшить процесс обучения и сделать его более увлекательным для наших учеников!
Спасибо всем участникам за активное участие и интересные идеи!


2023-2024 учебный год
Заседание ММО 30.08.2023 г.
30 августа на базе МБОУ «Колыванская СОШ №2» прошло заседание ММО учителей истории и социально-гуманитарных дисциплин. Заседание проходило в интерактивной форме.
На площадке «Школьная неуспешность» учителями были последовательно рассмотрены и обсуждены основные причины этого явления с 4-х позиций (родителей, педагогов, обучающихся и Управления образования). Используя опорные карточки, педагоги аргументировали сходства и различия двух определений «школьная неуспеваемость» и «школьная неуспешность», делились собственными примерами и средствами, направленными на профилактику и преодоление данных проблем. Работая над проблемой «школьная неуспешность», педагоги развивали и собственные 4 «К» (коммуникацию, креативность, командную работу, умение критически мыслить). Итогом работы площадки стало решение конкретной педагогической ситуации. Все участники встречи пришли к общему мнению, что решение вопроса школьной неуспешности возможно только при тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений. По завершению работы, ведущие подарили каждому участнику закладки, на которых находились QR-коды с материалами площадки и сборником педагогических технологий и приемов, направленных на повышение познавательной активности обучающихся.
Для работы на площадке «Проектная деятельность - как форма работы с одаренными детьми» педагоги разделились на 4 группы по основным направлениям деятельности регионального центра по работе с одаренными детьми «Альтаир»: наука, культура, спорт и формы работы с одаренными детьми. Педагоги вспомнили определение «одаренность», обсудили основные формы и виды детской одаренности, познакомились с основными направлениями работы с одаренными детьми в сфере образования. Работая в группах, педагоги учились правильно формулировать тему проекта, используя предложенные метафорические карты, разрабатывали основные этапы и презентовали друг другу идеи проекта. Опираясь на предложенные критерии, педагоги анализировали детские работы, учились находить отличия между исследованием, проектом и рефератом.
В рамках площадки «Воспитательный аспект в школьном уроке» педагоги рассматривали потенциал и эффективные методики работы по данному направлению. Все участники площадки предварительно были распределены на четыре команды, используя приём «Билет на вход». Погружаясь в тематику встречи, три команды распределяли карточки с видами воспитательной деятельности с учётом программы воспитания по трем основным блокам (установление доверительных отношений; увлеченность интересной деятельностью; ценностно-ориентированная коммуникация), а четвертая команда выбирала наиболее эффективные и «западающие» виды деятельности в образовательном процессе из собственного опыта. Из получившихся блоков, делающих урок воспитывающим, ведущие площадки формировали корабль «Воспитание», из эффективных видов деятельности – маяк, а из «западающих» подводные камни. Во второй части площадки педагогам было предложено в форме свод-анализа проанализировать сильные и слабые стороны воспитательного аспекта на уроке, а также рассмотреть «портрет идеального учителя» и «портрет плохого учителя». Подводя итоги площадки, педагоги составили «Кодекс педагога», исполнение которого должно поспособствовать более эффективной воспитательной работе в школе.
На заседании секции были рассмотрены вопросы:
- Результаты государственной итоговой аттестации в 2023 году;
- Информация и основные задачи, поставленные ММО на региональной методической сессии в рамках XXIII съезда работников образования Новосибирской области.
- В завершении работы секции был намечен план работы ММО на предстоящий учебный год.
Заседание ММО 13..12.2023 г.
13 декабря на базе МБОУ «Колыванская СОШ №2» прошло очередное заседание ММО учителей истории и социально-экономических дисциплин.
Открыла заседание руководитель ММО, учитель истории и обществознания Колыванской СОШ №2 Лариса Георгиевна Березина. Она ознакомила присутствующих с изменениями в преподавании истории и обществознания в этом учебном году. По второму вопросу слушали учителя истории и обществознания МБОУ «Колыванская СОШ №3» Оксану Евгеньевну Батлук, которая поделилась с коллегами опытом успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации, рассмотрев эффективные методы подготовки к сложным заданиям по истории и обществознанию. О том, как создать хороший проект по рассказывала учитель истории и обществознания Новотырышкинской СОШ Надежда Петровна Фарафонова. Она акцентировала внимание на отличии учебного проекта от исследовательской работы и провела с учителями мастер-класс по этому вопросу.
Об особенностях обучения детей с ОВЗ на уроках истории рассказывала учитель МБОУ «Колыванская школа-интернат» Светлана Александровна Юрочкина. Она поделилась своими методическими разработками и приемами, которые помогают ей в работе на уроках. В заключение выступила методист ИМЦ МБУДО «Колыванский ДДТ» Наталья Александровна Косинцева, куратор объединения. Она ознакомила учителей истории и обществознания с изменениями в порядок аттестации педагогических работников в 2023 учебном году.


Заседание ММО 24.04..2024 г
На базе МБОУ «Колыванская СОШ №3» прошел семинар–практикум для учителей истории и обществознания
Колыванского и Коченевского районов с участием преподавателей кафедры социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО.
Большой интерес у участников семинара вызвал вопрос, представленный кандидатом педагогических наук, председателем региональной предметной комиссии по обществознанию ОГЭ и ЕГЭ Гуськовой Анной Геннадьевной. Благодаря практикуму педагоги смогли выполнить задания различного типа по обществознанию, отработать методику обучения при подготовке к сложным заданиям, которые вызывают трудности у учащихся при подготовке к экзамену. Кроме этого, учителя узнали об основных изменениях в КИМах в 2024 году.
Во второй части семинара кандидат исторических наук, эксперт аттестационной комиссии учителей истории и обществознания Соловьева Елена Анатольевна подробно рассказала об изменениях процедуры экспертизы аттестации педагогических работников, прокомментировав показатели и критерии оценки педагогической работы в соответствии с новыми требованиями Порядка аттестации и на практических кейсах познакомила с методикой определения критериев и показателей при оценке результативности педагогической деятельности, описания уровней успешности решения педагогических проблем.
По итогам семинара учителя отметили практическую значимость и плодотворность такого формата работы, позволяющего не только повысить профессиональные компетенции, но и пополнить личную копилку достижений для повышения или установления квалификационной категории. Отрадно, что несмотря на имеющийся опыт, каждый педагог открыл для себя что-то новое, что сможет взять и эффективно применять на своих уроках.



2022-2023 учебный год
Заседание ММО 09..12.2022 г.
9 декабря в Колыванской средней школе №2 прошло муниципальное методическое объединение учителей истории и социально-экономических дисциплин. По первому вопросу заслушали Березину Л.Г. учителя истории и обществознания Колыванской СОШ №2, которая ознакомила с результатами проектировочной сессии СГД НИПКиПРО по теме формирования функциональной грамотности обучающихся. По второму вопросу выступала Венгер Т.М. учитель истории и обществознания Вьюнской СОШ. Она поделилась опытом работы с учебным текстом на уроках истории, который помогает формировать функциональную грамотность у учащихся. Способы формирования правовой грамотности, используемые на уроках обществознания, перечислила Кашицина Е.В., учитель истории и обществознания Соколовской СОШ. По четвёртому вопросу выступала Власова О.А. учитель истории и обществознания Колыванской СОШ №2. Она провела практическое занятие по использованию настольных игр на уроках истории. С методикой формирования финансовой грамотности на уроках обществознания знакомила Заичкина Н.А. учитель истории и обществознания Колыванской СОШ №2. Учителем были подготовлены практические задачи, которые можно использовать на уроках по данной теме.
По итогам совещания были приняты решения: признать, что учителя истории и социально-экономических дисциплин района ведут работу по формированию функциональной грамотности обучающихся на своих уроках и используют для этого различные приёмы и методы; рассмотреть на следующем заседании МО актуальные вопросы, связанные с подготовкой к ГИА 2023г



Заседание ММО 24..04.2023 г.
24 апреля на базе МБОУ «Колыванская СОШ №2» состоялось ММО учителей истории и социально-гуманитарных дисциплин. Открыла мероприятие методист ИМЦ Наталья Александровна Косинцева, познакомив педагогов с ключевыми изменениями в нормативно-правовых актах РФ, относящиеся к сфере образования. Более подробно были рассмотрены нюансы перехода на обновленные ФГОС ООО и СОО в 2023-2024 учебном году. Затем с материалами стратегической сессии руководителей областного ММО истории и обществознания познакомил учитель истории МБОУ «Сидоровская СОШ» Александр Владимирович Левков. Материалы методического областного семинара по истории «Проблемы исторической и обществоведческой подготовки школьников по результатам ОГЭ, ЕГЭ, ВПР» представила учитель МБОУ «КСОШ №3» Екатерина Евгеньевна Метелёва, которая на основе анализа «больших данных», полученных в ходе оценочных процедур по обществознанию и истории представила типичные трудности обучающихся и варианты их преодоления в повседневной работе учителя.
Особенно были интересны практические задания, которые коллеги с интересом обсуждали и решали. Опытом работы по подготовке выпускников к ГИА по истории и обществоведению поделилась Елена Анатольевна Головкова. Учителем истории МБОУ «Колыванская СОШ №1» Любовью Александровной Кошмовой был проведен мастер-класс тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Участники в ходе мастер-класса живо и активно включились в дискуссию по поводу причин профессионального сгорания и конфликтов на работе. Для педагогов была предоставлена информация о симптомах выгорания и продемонстрированы упражнения направленные на борьбу со стрессом на работе.
В завершение заседания было проведено погружение в выполнение упражнения «ОбразоВаяние, по итогам которого, учителя сделали вывод, что учитель играет огромную роль в становлении каждого человека. Семинар прошел в теплой, дружеской обстановке. Участники мероприятия много узнали нового для себя, что можно использовать в своей работе.


